О пользе раннего музыкального развития
Вопрос пользы от занятий музыкой занимал и занимает умы огромного количества ученых. В наше время, в связи с огромной конкуренцией, музыке как особой области в образовании уделяется непростительно малое место. Родители зачастую не хотят загружать ребенка дополнительными занятиями, отдавая предпочтение тем, которые не требуют много времени.
Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, в котором доктор Санг Хи, Виктор Юн и Катрин Гасс рассказывают о несомненной пользе от занятий музыкой не только для детей самого младшего возраста, но и для их родителей.
- Какие способности помогают развивать в детстве занятия музыкой?
Д-р Санг Хи: Занятия музыкой в детстве оказывают влияние не только на общую музыкальность, они в высшей степени также положительно отражаются на общем развитии и благотворно влияют на развитие многочисленных навыков. Так, например, улучшается восприятие детей, потому что слух обучается совершенно особым образом: ребенок учится слушать внимательно.
Обучение на инструменте положительно влияет на развитие речи, так как улучшается чувство ритма и восприятие звуков. Благодаря усилению контроля тела и навыков координации значительно улучшается развитие мелкой моторики. К тому же, занятия музыкой способствуют концентрации внимания и тренируют память. И, наконец, они помогают развить социальные навыки: потому что совместное музицирование – это общение друг с другом!
- В каком возрасте начинать лучше всего?
Виктор Юн (ВЮ): С точки зрения музыкальной терапии, возрастного ценза не существует. Однако музыкальность человека воспитывается преимущественно в течение первых девяти лет его жизни. Поэтому желательно, чтобы уже с самого начала ребенок посещал музыкальные ясли. Изучение музыкального инструмента начинается несколько позже, приблизительно с четырех лет. При этом дети должны одновременно учиться заботиться о своем инструменте, например, им нужно показать, как следует регулярно чистить губную гармошку.
Катрин Гасс (КГ): Однако никогда не поздно начать знакомство с инструментом. Родители также могут без проблем осилить музыкальные азы.
- Какой эффект оказывает совместное занятие музыкой?
КГ: Совместное занятие музыкой, будь то в семье, в школе или в музыкальном кружке, стимулирует совместное творчество, позволяет учиться друг у друга, заставляет притираться друг к другу и воспитывает чувство локтя и общей ответственности за успех в целом.
Эти фундаментальные социальные отношения являются признаками и условиями живой семейной и коллективной общности. При этом моменты успеха особенно укрепляют и поднимают самооценку как отдельной личности, так и всей группы. Кроме того, совместное занятие музыкой пробуждает честолюбие и мотивирует к более интенсивным занятиям.
- Как родители могут поспособствовать развитию музыкальности дома?
КГ: Полезно будет предложить детям широкую палитру музыки. Кроме того, родители должны знать, что их ребенок изучает на уроках музыки и напоминать ему о необходимости регулярных упражнений.
ВЮ: Показывать ему хороший пример и самим быть или становиться музыкально активными – ведь это никогда не поздно сделать. Ведь совместно пережитые события, которые укрепляют взаимоотношения между родителями и ребенком, являются наилучшей поддержкой.
- Каким мотивирующим фактором для детей является губная гармошка?
КГ: Губная гармошка устроена таким образом, что ребенок очень быстро может научиться играть простые мелодии и простые детские песни. То есть, он очень быстро добивается музыкальных успехов. А это очень сильно мотивирует.
ВЮ: Следует учитывать, что инструмент по размеру должен соответствовать маленьким детским рукам и рту. А значит, он не должен быть слишком большим или слишком тяжелым. Кроме того, на нем должно быть легко и просто учиться, чтобы у ребенка не возникал стресс. Какие преимущества у губной гармошки по сравнению с другими инструментами?
КГ: Здесь есть несколько позиций. Для тех, кто музицирует, преимущество в том, что научиться играть на губной гармошке быстро и просто. Начинающий даже может не знать нотную грамоту. В этом ему поможет специальная система записи с цветовой маркировкой каналов или ячеек. Кроме того, губная гармошка маленькая и удобная, а также весьма недорого стоит.
ВЮ: Хочу дополнить, что игра на губной гармошке оказывает благотворное влияние на легкие.
- Существует ли упрощенная система, с помощью которой дети (или даже взрослые) смогут достаточно хорошо и быстро научиться играть первые песни на губной гармошке?
КГ: Благодаря тому, что изначально вовсе не обязательно уметь читать ноты, нужно хорошо понять систему и можно будет полностью сосредоточиться на изучении техники. Ноты будут уже следующим этапом. Однако можно начать играть по нотам уже с самого начала. То, как начинать, полностью зависит от уже имеющихся навыков.
- Какое влияние оказывает музыка, в частности игра на губной гармошке, на здоровье и общее благополучие?
ВЮ: Проще говоря: тот кто занимается музыкой – счастлив и у него есть друзья. А тот, кто счастлив и у кого есть друзья – тот здоров. Говоря научным языком, игра на губной гармошке помогает снабжать кислородом кровь, тело и мозг. Занятия музыкой могут помочь вылечить некоторые заболевания или положительно повлиять на процесс выздоровления.
Тот, кто страдает храпом, или кому поставлен диагноз ХОБЛ (болезнь легких), может подобным образом добиться положительных результатов в процессе выздоровления. Игра на губной гармошке также может оказать терапевтический или профилактический эффект.
- Сказывается ли музыка положительно на социальном взаимодействии у детей и подростков?
КГ: Занятия музыкой создают точки соприкосновения в обществе. Это помогает легче вливаться даже в новый коллектив. Занятия музыкой учат детей слушать друг друга. И это дает свой положительный эффект.
- Спрошу совсем прямо: делают ли занятия музыкой детей более умными?
КГ: Мы знаем, что музыка способствует общему развитию: Она дает ощутимое улучшение социальных навыков и повышение мотивации для учебы и достижения результатов. Она способствует музыкальным успехам и творчеству, и улучшает эмоциональный душевный настрой.
ВЮ: Музыка может компенсировать недостаточную концентрацию внимания. Таким образом она помогает достичь хороших результатов школьной учебы, несмотря на то, что увеличивает занятость по времени. Буквально недавно родители двух сыновей, которые учатся у меня играть на губной гармошке, говорили мне, что их школьная успеваемость значительно улучшилась. Они определенно стали гораздо более сосредоточенными, чем до начала наших уроков.